Работа с
учащимися «группы риска».
1. Анкетирование учащихся школы с целью выявления
«группы риска».
2.
Составление банка данных по учащимся, находящимся на внутришкольном учёте (с
учетом: фамилии, имени,
года рождения, класса,
здоровья, учебы, поведения,
общественной активности, состава семьи,
педагогической обстановки,
эмоциональных отношений в ней, семейных проблем).
3.
Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания,
проявления волевых качеств.
4.
Создание комиссии дисциплины и порядка.
5.
Индивидуальная работа с детьми и родителями из "группы риска".
6.
Классные часы по профилактике
наркомании, табакокурения и здорового образа жизни.
7.
Месячник без табачного дыма.
8.
Акция «Выход есть: живи без алкоголя и наркотиков».
9.
Запись в кружки, секции, клубы дополнительного образования.
Реализация
личностного подхода.
1. Видеть в каждом ученике уникальную
личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.
- Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны
им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;
- говорить с трудным как со
взрослым, не ломать резко его
нравственные взгляды, даже если они
ошибочны, а влиять на них постепенно.
Забывать плохое сразу, прощать, помнить
хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше
ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.
2. Создавать такую обстановку
ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы
себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.
- Предоставлять трудному возможность проявить себя с
положительной стороны, скомпенсировать
его недостатки выявлением положительных
сторон;
- организовать переубеждение на его
собственном опыте.
3. Исключить принуждение,
а также всякое выделение
недостатков ребенка; Понимать причины
детского незнания и неправильного поведения
и устранять их, не нанося ущерба личному
достоинству ребенка.
Предъявляя требования к трудному,
нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания,
которые он не может выполнить;
- быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать,
не унижать его.
4. Организовать атмосферу
"успеха", помогать детям
учиться "победно", обретать
уверенность в своих силах и способностях.
Вызывать, искать все положительное в
трудном, опираться, делать ставку на его проявление;
- не скупиться на поощрение и похвалу
всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.
5. Учить школьника видеть личность как в
самом себе, так и в каждом из окружающих;
развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному
целому.
- Всячески поддерживать усилия трудного
по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные
педагогические ситуации;
- вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения
вредным влияниям.
6. Завоевывать уважение и доверие
учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и
значимой личностью для
своих воспитанников.
- Влиять на трудного прежде всего
примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к
делу, к людям, к детям;
- беречь ребячьи тайны, не предавать их;
- требовать от себя больше, чем от
окружающих.
Планирование
работы классного руководителя c "трудными" учащимися:
Воспитательная
работа.
1
Задачи воспитательной работы.
Воспитание у "трудных"
наблюдательности, добросовестности, бодрости,
способности к сотрудничеству, бережливости, трудолюбия, отзывчивости на
добро, вежливости, исполнительности, эмоциональной сдержанности.
С "трудными" детьми вести
индивидуальную работу, оказывая помощь
в учении, преодолении неумелости, укрепляя интерес к познавательной деятельности,
дружбе с одноклассниками.
Разделы плана.
а) Работа с коллективом учащихся по
реализации Программы воспитания (по Кочетову);
направление коллективного
воздействия на детей, имеющих девиантное поведение; опора на ведущие виды
деятельности: познавательную, игровую, общественно полезную; коррекция форм общения, поведения, формирования культуры поведения, культуры
чувств; борьба с
вредными привычками.
б) Деятельность детей, направленная на вовлечение
"трудных" в КТД,
классное самоуправление и т. д.
в) Индивидуальная работа со
слабоуспевающими, "трудными" учащимися и их семьями. Оказание педагогической помощи родителям, их
детям учебной помощи, контроль за
поведением детей в школе и вне ее, вовлечение родителей в учебно-воспитательную
работу класса" школы. Темы бесед и
консультаций: "Помощь детям в
учении", "Роль мамы (папы) в создании положительного микроклимата в
семье", "Дети и деньги",
"Детская ложь" и др.
2 Задачи воспитательной работы.
Осуществление взаимосвязи воспитания
"трудных" в коллективе и самовоспитания. Организация самопознания и индивидуальной
работы. Организация психолого-педагогического просвещения, работа с картами
воспитанности "трудных".
Обучение их культуре поведения на основе управления собой.
Знакомство с правовыми нормами
поведения. Воспитание ответственности за
поступок, уважения к взрослым, родителям, младшим. Формирование нравственно-ориентированных
взаимоотношений полов. Борьба с вредными
привычками.
Разделы плана.
а) Пути формирования воспитывающего
детского коллектива в классе.
б) Организация самопознания
и самовоспитания "трудных" подростков.
в) Определение форм индивидуальной помощи, выявление пробелов в знаниях и способов
их ликвидации, поднятие
престижа и уважения
к "трудным" через
систему посильных поручений. Организация
медицинской помощи, включение в работу
кружков, секций.
Педагогические консультации по теме: "Ваш беспокойный ребенок", "Семейные
проблемы", круглые столы
"Семейная педагогика", организация Дней открытых дверей и др.
г) Совместная работа с семьей, общественностью и правоохранительными
органами.
3
Задачи воспитательной работы.
Важнейшими задачами воспитательного плана
с подростками группы риска
являются: перестройка отношений
"трудного" подростка
(снять настрой на
ситуацию конфликта в отношениях с
учителями, со сверстниками, перестроить
отношение к учебной деятельности, к труду),
перестройка воспитательной ситуации в семье, в коллективе
(преобразование форм взаимодействия коллектива
и личности, формирование коллективных мнений о
подростке, оценочных суждений о
нем; включение "трудного" в
общение со сверстниками, в систему деловых
и межличностных отношений, в коллективно организуемые виды деятельности).
Разделы
плана.
а) Работа
с коллективом учащихся по
реализации целевых Программ "Твое призвание", "Культура и
личность", "Мир человека", "Творчество и самотворчество", "Безопасное поведение", направленных на расширение культурного кругозора, воспитание ответственного отношения к
жизни, труду, формирование культуры межличностного и межполового
общения, организацию самопознания и
самовоспитания, самореализации.
б) Деятельность детей. Включение
"трудных" в общественно полезные дела: в
чередование творческих поручений,
КТД, "Истина",
"Красота", "Интеллект", "Добро". Классное
самоуправление. Самодиагностика личности "трудного".
в) Индивидуальная работа. Работа по
преодолению эгоистичности, лености и лживости.
Организация помощи
"трудным". Организация
личности "трудно-
го" ребенка.
1,2. Постоянное отслеживание пробелов в
знаниях, умениях и навыках
"трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи
и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
3. Забота об укреплении положения
детей в
классном коллективе, организация
помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
4. Формирование положительной Я - концепции.
Создание личности обстановки успеха,
одобрения, поддержки, доброжелательности анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его
достижений. Поощрение положительных изменений.
От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
5. Оказание педагогической помощи
родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные
качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Организация свободного времени
"трудных" школьников
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить
свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся
нерегламентированностью, добровольностью видов
и форм деятельности, широкими
возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного"
вырастает в неделю приблизительно до 50 часов,
а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение
"трудного"
рационально использовать свое
свободное время, неразвитость у него
умений и навыков досуговой деятельности.
Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку
приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования
своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.
1. Изучение интересов и способностей детей.
2. Вовлечение "трудных" в кружки, секции, общественно-полезную деятельность,
движение милосердия.
3. Особое внимание уделить изучению
читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее
посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
4. Изучение участия "трудных" в
неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в
переориентации
интересов.
5. Поощрение любых видов художественного
и технического творчества "трудных" и участие их в общешкольных и
классных мероприятиях.
6. Организация для детей, не имеющих
достаточного ухода и контроля дома,
сезонных оздоровительно - досуговых школьных лагерей.
|